Злачное местечко

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Злачное местечко » Демонология » Энциклопедия Ада


Энциклопедия Ада

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Итак начинаем сбор информации о всем загадочном и таинственном.

0

2

Авгуры - римские жрецы
гадатели; считалось, что они
могли оберечь народ, героев и
полководцев от неудачных
дел, предсказывая будущее по
полету птиц, их поведению или
внутренностям, по разным
погодным явлениям, и с
помощью особых заклинаний.
В Риме существовала целая
организация авгуров (и не
только авгуров. А Риме было
много разных жрецов и жриц
служивших разным богам и
целям), профессионально
занимающихся гаданием.
Впрочем, образованные
римляне, такие как например
Цицерон, не верили авгурам,
считая их мошенниками.
Выражение "улыбка авгура"
означает, что человек
заведомо обманывает и в
душе смеется над тем, кому
предсказывает судьбу.

0

3

Ведуны, Ведунья  -
знающие, умудренные опытом
люди занимающийся  магией
или ведовством, "ведающие" .
(Характерно для России) В
большей степени их магия
связана с природными
стихиями. А директивные,
темные или некрономические
заклядия им недоступны. Они
много изучают травы и
заговоры, магия довольно
простая, народная
"В 1598 году, присягаля Борису
Годунову, клялись "ни в платье,
ни в ином ни в чем лиха
никако не учинити и не
испортити, ни зелья лихово, ни
коренья не давати... Да и людей
своих с ведовством не
посылати и ведунов не
добывати на государское
лицо... и на следу всяким
ведовским мечтаниям не
испортити, и кто такое
ведовское дело похочет
мыслити или делати... и того
поймати" <Краинский 1900>
    Из приведенного выше
текста очевидно основное
занятие ведунов - колдовство,
порча посредством кореньев,
трав или различных зелий,
почему в судебных процессах
над колдунами (XVI -XVII)
обычно и фигурируют ведуны
и зетейники.
    Область ведовства была
традиционно обширной:
верили, что ведуны и ведуньи
могут насылать болезни,
внушать любовь и
отвращение, заколдовать
промыслы и т.п. При помощи
кореньев и трав старались
заручится милостью своих
бояр: крестьяне и холопы
"носили некоторые сорта трав
и кореньев на шее, пили их с
водой или же предлагали в еде
и питье своим господам. В
1649 г. холоп Пронка говорил
на допросе, что один ведун,
крестьянин Троице-Серниева
монастыря, "показал ему
коренья и трав узол с шапку и,
выняв ис того узла корень да
щепоть малкй травы, дал ему
Пронке и велел пить в воде и в
пиве, а корень носить на
вороту, ино де боярин будет к
тебе добр".
    По поверьям, из опасности
могла выручить трава дя
(ге)гиль, дикая заря,
коровник)
     Вера в особые, колдовские
свойства некоторых кореньев
и трав была так сильна, что
иногда считалось опастным
брать или давать цветы
незнакомым лицам: с цветком
или травой недуг мог
переместиться с одного лица
на другой. Действие трав и
кореньев еще усиливали с
помощью наговоров, которые
очень сильны.

0

4

Ведьмак -
Персонаж
исключительно
восточнославянской
мифологии. Носитель
первобытной магии. По
функциям схож с
колдуном.но магия его
преимещественно
стихийного характера
(связана с
применением
природных сил)
    По преданиям,
ведьмак обладал
двумя душами,
человеческой и
бесовской, что, в свою
очередь, обусловило его
многофункциональность: он
мог быть враждебен человеку
и в то же время настроен
дружелюбно.
    Как и ведьма, ведьмак
портит скот, посевы,
превращает людей в
оборотней или наказывает их,
напуская "морок" (при этом
человеку кажется, что у него
выпадают все зубы, пропадают
глаза, и лишь от желания
ведьмака зависит, вернутся
они на место или нет). Сам
ведьмак также способен к
оборотничеству; он может
превращаться в коня, волка и
даже мотылька. Вместе с тем,
от ведьмака, по преданиям,
люди видят также немало
доброго. Он заговаривает,
лечит, знает прошлое,
предвидит   будущее,
находит   потерянное   или
украденное.
Предводительствуя над всеми
ведьмами и колдунами округи,
ведьмак может им
препятствовать в злодеяниях,
отгонять опасных мертвецов и
прочее.
ведьмак  не только ничего
злого не творящее, но даже
карающееся быть полезным:
он ведьмам мешает делать зло,
запрещает ходить мертвецам,
разгоняет тучи и прочее. Он и
по смерти не теряет своей
силы. Рассказывают, что не раз
видали его, как он дерется с
мертвецами на могилах и
всегда побеждает.
     Считалось, что ведьмак
выглядит как обычный
мужчина, но с небольшим
хвостом, на котором растут
четыре волоса. Ведьмаку также
приписывали тяжелыми
взгляд, от которого человек
мог заболеть и даже умереть.
Существовало поверье, что
внешний мир ведьмак видит в
перевернутом виде. Как и
ведьма, он летает
на шабаш, предводительствуя
там и вступая с ведьмами в
половую связь. Живет он
уединенно, никогда не
женится, молчалив и нелюдим.
    Перед смертью ведьмак
обязан передать свою силу и
знания другому человеку через
переданную ему вещь или
особое слово. Считалось, что
это может произойти
помимо воли самого человека,
поэтому перед смертью к
ведьмаку опасались
приближаться. Но и после
смерти он сохраняет часть
своей силы. Чтобы при этом
возобладала человеческая, а
не бесовская душа (иначе
бывший ведьмак станет
упырем), умершему подрезали
пятки или подколенные жилы,
клали в гроб лицом вниз или
забивали в сердце осиновый
кол. Если все было сделано
"правильно", люди верили, что
ведьмак станет охранять свое
село, не пропуская туда
мертвецов и упырей.

0

5

Ведьма - В духовном стихе,
записанном (А. В. Валовым) в
Пошехонье Ярославской
губернии, душа ведьмы, уже
завершившей свое земное
существование, следующим
образом кается в своих
грехах:
    «От коровушек молочко
отдаивала, Промеж межи
полоску прожиновала, От
хлебушка спорынью
отымывала». В этом стихе
дается полная характеристика
злой деятельности ведьмы, так
как эти три деяния составляют
специальные занятия женщин,
решившихся продать свою
душу чертям. Впрочем, если
внимательно всмотреться в
облик ведьмы в том виде, в
каком он рисуется
воображению жителей
северной лесной половины
России, то в глаза невольно
бросится существенное
различие между великорусской
ведьмой и родоначальницей
ее — малорусской. Вообще в
малорусских степях среди
ведьм очень нередки молодые
вдовы и притом, про
выражению нашего великого
поэта, такие, что «не жаль
отдать души за взгляд
красотки чернобровой», то в
суровых хвойных лесах,
которые сами поют не иначе,
как в минорном тоне,
шаловливые и красивые
малороссийские ведьмы
превратились безобразных
старух. Их приравнивали здесь
к сказочным бабам-ягам,
живущим в избушках на
курьих ножках, они, по
олонецкому сказанию, вечно
кудель прядут и  в То же время
«глазами в ноле гусей пасут, а
номсом (вместо кочерги и
ухватов) в печи поваруют»,
Великорусских ведьм
обыкновенно смешивают с
колдуньями и представляют
себе не иначе, как в виде
старых, иногда толстых, как
кадушка, баб с растрепанными
седыми космами, костлявыми
руками и с огромными синими
носами. (По этим коренным
чертам во многих местностях
самое имя ведьмы сделалось
ругательным.) Ведьмы, по
общему мнению, отличаются
от всех прочих женщин тем,
что имеют хвост (маленький) и
владеют способностью летать
по воздуху на помеле,
кочергах, в ступах и т. п.
Отправляются они на темные
дела из своих жилищ
непременно через печные
трубы и, как все чародеи, могут
оборачиваться в разных
животных, чаще всего в сорок,
свиней, собак и желтых кошек.
Одну такую свинью (в
Брянских местах) били чем ни
попало, но кочерги и ухваты
отскакивали от нее, как мячик,
пока не запели петухи. В
случаях других Превращений,
побои также считаются
полезною мерою, только
советуют бить тележной осью
и не иначе, как повторяя при
каждом ударе слово
«раз» (сказать «два» значит
себя сгубить, так как ведьма
того человека изломает). Этот
ритуал избиения,
определяющий, как и чем надо
бить, показывает, что
кровавые расправы с
ведьмами практикуются
весьма широко. И
действительна, их бьют и
доныне, и современная
деревня не перестает
поставлять материал для
уголовных хроник. Чаще всего
ведьмы подвергаются
истязаниям за выдаивание
чужих коров. Зная
повсеместный деревенский
обычай давать коровам
клички, сообразно с теми
днями недели, когда они
родились, а равно и привычку
их оборачиваться на зов, —
ведьмы легко пользуются всем
этим. Подманивая «авторок» и
«субботок», они выдаивают их
до последней капли, так что
коровы после того приходят с
поля такими, как будто совсем
потеряли молоко. Обиженные
крестьяне утешают себя
возможностью поймать
злодейку на месте
преступления и изуродовать,
отрезавши ей ухо, нос, или
сломавши ногу. (После того в
деревне обыкновенно не
замедлит обнаружиться баба с
подвязанной щекой, или
прихрамывающая на ту или
другую ногу.)
       Многочисленные опыты в
этом роде производятся
повсеместно, так как крестьяне
до сих пор сохранили
уверенность, что их коровы
выдаиваются не голодными
соседками, не знающими, чем
накормить ребят, а именно
ведьмами. Притом же
крестьяне, по-видимому, не
допускают и мысли, что
коровы могут потерять молоко
от болезненных причин, или
что это молоко может быть
высосано чужеядными
животными.

0

6

Ведьмы имеют
чрезвычайно много общего с
колдунами, и если подбирать
выдающиеся черты в образе
действий тех и других, то
придется повторяться. Они
также находятся между собою
в постоянном общении и
стачке (вот для этих-то
совещаний и изобретены
«лысые» горы и шумные игры
шаловливых вдов с веселыми
и страстными чертями)1),
точно так же тяжело умирают,
мучаясь в страшных судорогах,
вызываемых желанием
передать, кому-нибудь свою
науку, и у них точно так же
после смерти высовывается
изо рта язык, необычно
длинный и совсем похожий на
лошадиный. Но этим не
ограничивается сходство, так
как затем начинаются
беспокойные ночные
хождения из свежих могил на
старое пепелище на лучший
случай — отведать блинов,
выставляемых за окно до
законного сорокового дня, на
худший ~ выместить
запоздавшую и неостывшую
злобу и свести непоконченные
при жизни расчеты с
немилыми соседями). Наконец,
успокаивает их точно так же
осиновый кол, вбитый в
могилу. Словом, бесполезно
разыскивать резкие границы,
отделяющие волхвов от
колдунов, так же точно, как
ведьм от колдуний. Даже
история тех и других имеет
много общего: ее кровавые
страницы уходят в глубь веков,
и кажется, что они потеряли
свое начало — до такой
степени укоренился в народе
обычай жестокой расправы с
колдунами и ведьмами.
Правда, против этого обычая
еще в средние века выступали
наиболее просвещенные отцы
церкви, но в ту суровую эпоху
проповедь кротости и
незлобия имела мало успеха.
Так, в первой половине XV
века, одновременно с тем, как
в Пскове, во время моровой
язвы, сожгли живыми
двенадцать ведьм, — в Суздале
епископ Серапион вооружается
уже против привычки
приписывать общественные
бедствия ведьмам и губить их
за этой «Вы все еще держитесь
поганского обычая
волхования, — говорил св.
отец, — веруете и сожигаете
невинных людей. В каких
книгах, в каких писаниях
слышали вы, что голода
бывают на земле от
волхования? Если вы этому
верите, то зачем же вы
пожигаете волхвов? Умоляете,
почитаете их, дары им
приносите, чтобы не
устраивали мор, дождь
ниспускали, тепло приводили,
земле велели быть
плодоносною? Чародеи и
чародейки действуют силою
бесовскою над теми, кто их
боится, а кто веру твердую
держит к Богу, над теми они не
имеют власти. Скорблю о
вашем безумии, умоляю вас,
отступите от дел поганских.
Правила божественные"
повелевают осуждать
человека на смерть по
выслушании многих
свидетелей, а вы в свидетели
поставили воду, говорите:
«Если начнет тонуть —
невинна, если же поплывет --
то ведьма». Но разве дьявол,
видя ваше маловерие, не
может поддержать ее, чтобы
не тонула, и этим ввести вас в
душегубство?»
     Однако гласом в
пустыне прозвучали
эта слова убеждения,
исполненные
высочайших чувств
христианского
милосердия: через
200 лет, при царе
Алексее, старицу
Олену сжигают в
срубе как еретицу, с
чародейскими
бумагами и кореньями после
того, как она сама созналась,
что портила людей и
некоторых из них учила
ведовству. В Перми
крестьянина Талева огнем
жгли и на пытке дали ему три
встряски по наговору, что он
напускает на людей икоту. В
Тотьмев 1674г. сожжена была
в срубе, при многочисленных
свидетелях, женщина Федосья
по оговору» порче и т. д. Когда
(в 1632 г.) из Литвы дошли
вести, что какая-то баба
наговаривает на хмель, чтобы
навести моровое поветрие, —
то тотчас, под страхом
смертной казни, тот хмель
запретили покупать. Спустя
еще целое столетие (в 1730 г.)
сенат счел нужным напомнить
указом, что за волшебство
закон определяет сожжение, а
через сорок лет после того
(1779т.) епископ Устюжский
доносит о появлении колдунов
и волшебников из крестьян
мужского и женского пола,
которые не только отвращают
других от правоверия, но и
многих заражают разными
болезнями посредством
червей. Колдунов отправили в
сенат, как повинившихся в
том, что отреклись от веры и
имели свидание с чертом,
который приносил им червей.
Тот же сенат, узнавши из
расспросов колдунов, что их не
раз нещадно били и этими
побоями принудили виниться
в том, в чем они вовсе не
виноваты, распорядился
воеводу с товарищем
отрешить от должности,
мнимых чародеев освободить
и отпустить, а архиереям и
прочим духовным особам
запретить вступать в
следственные дела о
чародействах и волшебствах,
ибо эти дела считаются
подлежащими гражданскому
суду. И вот о тех пор, как
блеснул впервые в
непроглядном мраке
животворный луч света, —
накануне XX столетия мы
получаем нижеследующие
известия все потому же
чародейскому вопросу о
ведьмах:

0

7

«Недавно (пишет
корреспондент наш из Орла), в
начале 1899 г., чуть было не
убили одну женщину (по
имени Татьяна), которую все
считают за ведьму. Татьяна
поругалась с другой женщиной
и пригрозила ей, что испортит
ее. И вот что произошло потом
из-за уличной бабьей
перебранки: когда на крики
сошлись мужики и обратились
к Татьяне со строгим запросом,
она им обещала превратить
всех в собак. Один из мужиков
подошел к ней с кулаком и
сказал: «Ты вот ведьма, а
заговори мой кулак так, чтобы
он тебя не ударил». И ударил ее
по затылку. Татьяна упала; на
нее, как по сигналу, напали
остальные мужики и начали
бить. Решено было осмотреть
бабу, найти у ней хвост и
оторвать. Баба кричала благим
матом и защищалась
настолько отчаянно, что у
многих оказались исцарапаны
лица, у других покусаны были
руки. Хвоста, однако, не нашли.
На крик Татьяны прибежал ее
муж и стал защищать, но
мужики стали бить и его.
Наконец, сильно избитую, но не
перестававшую угрожать,
женщину связали, отвезли в
волость (Рябинскую) и
посадили в холодную. В
волости им сказали, что за
такие дела всем  мужикам
попадет от земского
начальника, так как-де теперь
в колдунов и ведьм верить не
велят. Вернувшись же домой,
мужики объявили мужу
Татьяны, Антипу, что жену его,
должно быть, порешат послать
в Сибирь, и что они на это
согласны будут дать свой
приговор, если он не выставит
ведра водки всему обществу.
За выпивкой АНТИП божился и
клялся, что не только не видал,
но ни разу в жизни даже не
заметил никакого хвоста у
Татьяны. При этом, однако, он
не скрыл, что жена угрожает
оборотить его в жеребца
всякий раз, когда он захочет ее
побить. На другой день пришла
из волости Татьяна, и все
мужики явились к ней
договариваться о том, чтобы
она в своей деревне не
колдовала, никого не портила
и не отымала у коров молока.
За вчерашние же побои
просили великодушно
прощения. -Она побожилась,
что исполнит просьбу, а через
неделю из волости получился
приказ, в котором было
сказано, чтобы впредь таких
глупостей не было, а если что
подобное повторится, то
виновные за это будут
наказаны по закону, и, кроме
того, об этом будет доводиться
до сведения земского
начальника. Выслушали
крестьяне приказ и порешили
веем миром, что наверняка
ведьма околдовала
начальство, и что поэтому
впредь не следует доходить до
него, а нужно расправляться
своим судом».

0

8

Волхвы - в славянской
мифологии - «Старые
старики, сивые бороды и
волхвиты на улицу
выходили» (Смол.); «Этот
рыжот мужик ведь волхит,
страшной волхв» (Перм.);
«Затмение бывает оттого,
что какой-то волхид
снимает Луну с неба и
ворожит» (Томск.)',
«Старуха-та эта, бают,
волхитка; присучить ли
кого или порчу посадить,
чтобы человек икал, уж на
это у ее дело е» (Перм.)\
«Волхвы у нас есть:
Паланея, бабка Маша. Могут
отнять у коров
молоко» (Новг.),
     По В. Далю: «Волхв, волх
(стар.) — мудрец, звездочет,
астролог: «Волховать,
волошить» — «волшебничать,
волшебствовать, колдовать,
чаровать, кудесить, знахарить,
гадать, ворожить, ведьмовать,
заговаривать, напускать,
шептать» < Даль, 1880>.
    По определению В.
Н.Татищева, волхв «иногда то
самое значит, что ныне
философ или мудрец»; кроме
того, разумеется  какие-либо
действа или провещания через
Дьявола произносят, о каковых
яко в Библии, тако в светских
историях довольно прикладов
находится». Ворожба, считает
В.Н.Татищев, «есть простая или
глупая, другая злостная и паче
безумная, но обоих начало
суеверство» <Татищев, 1979>.
Волхв ~ кудесник,
обладающий многообразными
знаниями и способностями: он
знает прошлое и будущее,
властен над стихиями
(«снимает» Луну), «портит»,
насылает несчастья и болезни
или, напротив, оберегает,
избавляет от порчи и
колдовства. Приблизительно
так же характеризуется и
волхитка.
       В заговорах волхв,
волхвица — обычно источники
опасного влияния и
перечисляются среди тех
наделяемых
сверхъестественными
способностями  людей, от
которых «ограждаются

0

9

Из Восточной Сибири
сообщали, что накануне
Крещения, оберегая скот от
волхитки, крестьяне писали
мелом «кресты» на дверях
скотских дворов. «В Великий
четверг крестьяне запирают
свой скот и тщательно берегут
его от волхидов. Несмотря на
эти предосторожности,
последние все-таки часто,
будучи невидимы, успевают
остричь лоб у овцы или
подоить чужую корову, отчего
скотина портится» (Енис.)\
«Волхвы приходят на Чистый
четверг, на Егорий, на Ивана, на
Пасху» (Новг.); «Волхида, то
есть человека, умеющего
наговаривать, знают далеко в
окрестности и часто
приезжают к нему по делу из
дальних местностей.
Обыкновенно волхидов
недолюбливают и
побаиваются, но
Волхв — одно из древнейших
названий кудесника,
«сильного» ведуна.  Напомним,
что, согласно Святому Писанию,
волхвы приносят дары
младенцу Христу; в то же
время Симон-волхв ~ антитеза
Спасителю. В летописи волхв
— провидец,
предсказывающий гибель
князю Олегу: «Под 912 годом
летописец рассказывает о
чудесной смерти Олега по
предсказание волхва и
замечает: „се же есть дивно,
яко от волхования сбывается
чародейство"» <Рязановский,
1915>.
    Наделяемые
многообразными
способностями волхвы,
кудесники (возможно,
своеобразные жрецы
языческих божеств, хранители
тайных знаний, гадатели) были
«колдунами особого ранга»,
влиявшими на
государственный и общинный
быт. «Волхвы в особенности
обладали тайнами воды, так
же как и растительности. По
суеверию народному, они
чародействовали не только
над водой, но в реках.
Грамотные предки наши даже
в XVII в. рассказывали с полной
верой -- старую легенду, как
будто бы старший сын
мифического Словена
назывался Волхом,
чародействовал в р. Волхове, и
залегал водный путь тем,
вторые ему не поклонялись.
Далее, волхвы могли
приводить в движение воздух,
давать волшебное,
чародейское направление
ветрам, ведунством своим
по  ветру лихо насылали...»
<Щапов, 1906>.  В некоторых
случаях как волхвы
воспринимались и князья. Так,
считали. что князя Всеслава
Полоцкого мать «родила от
волхвования» и волхва
навязали ему на голову науз
(волшебный узел), наделив
князя сверхъестественными
способностями (к
оборотничеству и т.п.) <Сумцов,
1890>.
Образ князя-волхва,
предводителя дружины,
всесильного колдуна, оборотня
нашел отражение в былинах. В
былине о Вольге (Волхе)
Всеславьевиче он. воин,
богатырь, оборачивается то
щукой, то волком, то птицей.
    Волхвы, кудесники еще
длительное время после
принятия христианства имели
влияние на народ. В XI—XII вв.
на Руси вспыхивали восстания
под предводительством
волхвов, в том числе
вызванные теми или иными
стихийными бедствиями,
причины которых, по
убеждению народа, могли
прозреть и устранить волхвы.
    Под 1024 г. в летописи
рассказывается о появлении
во время голода волхвов в
Суздале «по дьяволю
наущенью и беснованыо»,
которые избивали стариков,
державших, по их словам,
урожай. Князь Ярослав казнил
их, говоря, что Бог за грехи
наводит бедствия, «а человек
не весть ничтоже». Под 4071 г»
содержится целый ряд
рассказов о волхвах. «Волхв
прельщен бесам, пришел в
Киев, пророчествуя, что Днепр
потечет вверх, а Русь
поменяется местами с
Грецией» Невегласы (невежды.
— М. В.) послушали его, а
верные смеялись:
  „Бес тобою играет на пагубу
тебе". И, действительно, в одну
ночь он пропал без вести...»  По
Уставу святого Владимира
церковь преследовала всякие
виды волшебства, «хотя и не
смертною казиию; иногда,
впрочем, она даже брала их
(волхвов. — М. В.) под свою
защиту (Серапион
Владимирский). Их более
преследовала светская власть
за совершение уголовных дел
и за возмущение народа»
<Рязановский, 1915>.
Постепенно роль «волхвов и
кудесников» становится менее
значимой (все более
сосредоточиваясь в сфере
частной жизни), однако
историко-литературные
памятники продолжают
упоминать о волхвах вплоть
до XVIII в.
     В 1689 г. в Приказе
Розыскных дел допрашивался
«волхв Дорофейка», который
показал, что стольник Андрей
Безобразов просил его
«напустить по ветру на
великих государей, чтоб они
были к нему добры». «Волхв
Дорофейка объявился
нижегородским посадским,
ремеслом коновал и рудомет,
умеющий бобами ворожить, и
на руку людей смотреть, и
внутренние болезни у
взрослых и у младенцев
узнавать, и лечить шептами, —
и показал, что-де его научил
этому ремеслу нижегородский
коновал Федор Бобылев. О
найденных же в его сумках
бобах, травах и росном ладане
Дорофейка показал, что
бобами он разводит и
угадывает, а ладаном
оберегает на свадьбах
женихов и невест от лихих
людей — от ведунов; а траву
богородицкую дает пить
людям от сердечной болезни,
без шептов; а рвет-де тое
траву летом в Рождество
Иоанна Предтечи с шептами: „К
чему ты, трава, годна, к тому
будь и годна"... При этом
Дорофей добавил: „Он жеде и
зубную болезнь лечит, и
щепоту и ломоту уговаривает и
руду (кровь) заговаривает".
Сознавшись под пыткой, что он
царя Петра Алексеевича видел
и стихи „о назначении тоски по
Андрее Безобразове по ветру
пустил" волхв (вместе со
стольником) был казнен»
<Труворов, 1889>.   Нельзя не
заметить, что «волхв
Дорофейка» в этом
«государственно важном деле»
характеризуется в общем-то
так же, как колдун деревенских
поверий XIX—XX вв. «Стихии
же представляют собою
заговор.

0


Вы здесь » Злачное местечко » Демонология » Энциклопедия Ада


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно